Назад к списку

Антимонопольное законодательство: почему не пользуемся?! 

Система источников конкурентного права раскрыта прежде всего в Конституции РФ, ГК РФ, 135-ФЗ. В данной статье нет цели описать все действующие в РФ нормативно-правовые акты, регулирующего отношения в данной сфере. Однако до участников предпринимательской деятельности, а в некоторых случаях и граждан, необходимо донести возможность защиты своих нарушенных прав посредством обращения в антимонопольный орган, и применения норм Закона о защите конкуренции


Представляется, что значительная часть предпринимателей не знают или до конца не понимают, а что же такое антимонопольное законодательство (АМЗ) и с чем "его едят", и какие собственно последствия его нарушения.В этой и последующих статьях попробуем "сложное" сделать "простым" и "доступным". 

У субъектов предпринимательской деятельности может складываться впечатление, что АМЗ применяется на крупных рынках, география которых не меньше, чем вся Российская Федерация. 

Однако это впечатление ложное и не соответствует действующему законодательству. В большинстве случаев нарушение Закона о защите конкуренции происходит "рядом". 

Самый простой пример – это рынки, на которых присутствуют субъекты естественных монополий. Такие рынки перечислены в одноименном законе и к ним относятся: услуги по передаче э/э, тепловой энергии, водоснабжение, водоотведение, транспортировка газа, услуги почтовой связи, железнодорожные перевозки и другие. 

Фактически – это все то, что окружает нас граждан в части коммунальных услуг, и делает возможным хозяйствующим субъектам осуществлять предпринимательскую деятельность. 

Несмотря на то, что специальное законодательство, регулирующее каждое из этих направлений, совершенствуется с каждым годом, становится более прозрачным и доступным для участников рынка (а таковыми являются не только продавцы, но и покупатели), нарушений Закона о защите конкуренции встречается не мало. 

Что запрещает Закон о защите конкуренции в случае, если на товарном рынке есть доминант? 

Доминантом может быть как ресурсник, указанный выше, так и игрок на рынке со значительной рыночной властью).

Перечень запретов на злоупотребление доминантом своим положением приведен в ч.1 ст.10 135-ФЗ и он не является исчерпывающим. 

Что чаще всего встречается и на что во взаимоотношениях с такими доминантами необходимо обращать внимание? 

Прежде всего – это то, без чего не ведется законная предпринимательская деятельность в широком смысле – заключение договора с доминантом (будь-то технологическое присоединение к сетям, коммуналка, услуги почты, железнодорожные перевозки).

Специалисты ЮК-ГАРАНТ профессионально занимаются вопросами применения антимонопольного законодательства, имея за плечами значительный стаж работы в антимонпольном ведомстве. Анализируя решения, принимаемые антимонопольными органами, и судебную практику, есть совершенно четкое представление: отказ от заключения договора либо его невыгодные условия – это повод оценить ситуацию на предмет ее соответствия антимонопольному законодательству. 

Другие ситуации – необоснованная цена на товары, работы, услуги доминанта (однако эта квалификация не применима для субъектов естественных монополий), установление различных цен/тарифов на один и тот же товар, в случае, когда это необоснованно экономикой предприятия, технологией производства либо законом, нарушение предусмотренного законом порядка ценообразования. 

И это не полный перечень. 

По мнению специалистов ЮК-ГАРАНТ, АМЗ должно срабатывать чаше, ведь у антимонопольного ведомства есть очень внушительные рычаги воздействия на нарушителей, а задача заявителя будь то гражданина или юридического лица – описать противоправные действия так, чтобы квалификация нарушения была "на поверхности", что позволит уйти от ситуации, когда ФАС не установит признаков нарушения АМЗ. 

Конечно, здесь есть нюансы правоприменения, ведь не всякие условия договора являются невыгодными и не всякий отказ от его заключения можно квалифицировать как недобросовестное осуществление гражданских прав. 

Однако существующие инструменты защиты "возможно" нарушенного права участника рынка, а в определенных ситуациях и защиты прав граждан (правильнее сказать неопределенного круга граждан) могут эффективно разрешить спорную ситуацию, не прибегая при этом к судебным тяжбам. 

Здесь речь идет об институте предупреждения, когда антимонопольный орган при установлении определенных признаков выдает предполагаемому нарушителю предупреждение для устранения спора в определенный срок. Практика показывает, что данный инструмент довольно часто благоприятно разрешает ситуацию, поскольку доминант (как правило, точно знает, что такое антимонопольный орган и какие у него полномочия) предпочитает добровольно исполнить предупреждение нежели нарваться на оборотный штраф.Кроме того, нарушения АМЗ могут быть и в ситуациях, когда поставщиком ресурсов необоснованно прекращается подача этого самого ресурса, либо предлагается выполнить ряд действий для возобновления поставок ресурса, установление фактов неучтенного/бездоговорного потребления энергоресурсов. 

Примером здесь может служить следующая ситуация: у предпринимателя заключен договор энергоснабжения на электрическую энергию и установлен прибор учета. Гарантирующий поставщик либо сетевая организация (кто оказывает услуги по передаче электрической энергии) производит осмотр поста учета с нарушением действующих правил и в результате составляет акт о неучтенном потреблении либо бездоговорном потреблении. Выставляют счет на большую сумму. Предприниматель, не оплатив этот счет в срок, рискует остаться без электроэнергии. 

Если по факту отключение произошло, то представляется обязательным проанализировать всю ситуацию на предмет соответствия Закону о защите конкуренции. Ведь нарушения сетевой организации при проведении процедуры осмотра поста учета с последующим отключением потребителя с большой долей уверенности можно квалифицировать как действия, нарушающие ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. 

Более детально ситуации, связанные с бездоговорным либо неучтенным потреблением электрической энергии, рассмотрим в статье "Неучтенное потребление: защищаем свои права правильно". 

Это всего лишь общие примеры того, как работает Закон о защите конкуренции и почему так важно понимать, кто твой контрагент применительно к антимонопольному законодательству. 

Законодатель предоставил возможность защищать свои нарушенные права, в том числе и путем обращения в административный орган – в данном случае ФАС России либо его территориальные органы, что может значительно упростить процесс урегулирования спорной ситуации, а у нарушителя может надолго "отбить охоту" допускать такие нарушения. 

Далее мы продолжим работу по освещению деятельности антимонопольный службы во всем ее многообразии с приведением конкретных примеров, когда АМЗ работает и на что необходимо обращать внимание. А в случае возникновения вопросов по конкретной вашей ситуации, то специалисты ЮК-ГАРАНТ помогут разобраться в проблеме. 

Все вопросы можно задать как по телефону, так и по электронной почте yk-garant@bk.ru, приложив документы, описывающие ситуацию.