Назад к списку

Картели на торгах. Последствия

Поведение участников на торгах не всегда бывает добросовестным. И это понятно: любая предпринимательская деятельность должна приносить прибыль, а значит, для компаний, участвующих в торгах, основная цель – стать победителем. 

Однако "пути", по которым идут участники могут иметь далеко серьезные последствия как для самих недобросовестных игроков на торгах, так и для заказчиков либо организаторов торгов. 

Первое о чем надо помнить – это то, какие законы могут быть нарушены в результате недобросовестных действий участников/заказчиков и какая ответственность.


С одной стороны, еще в период проведения торгов добросовестный участник может обжаловать в ФАС или его терорган действия заказчика/организатора, и в случае выявления нарушений – это предписание ФАС (заранее содержание предписания предугадать достаточно сложно) и, возможно, административный штраф за нарушение 44-ФЗ или 223-ФЗ. 

Другой вариант – это возбуждение ФАС дела о нарушение антимонопольного законодательства. В зависимости от конкретной ситуации и лиц, причастных к нарушению, дело может быть возбуждено по ст.11, 16, 17 Закона о защите конкуренции, с последующим привлечением к административной ответственности по ст.14.32 КоАП РФ в виде "оборотного штрафа". При этом, если штраф за нарушение 44-ФЗ или 223-ФЗ исчисляется тысячами рублей, то "оборотный штраф" зависит от масштабов деятельности конкретной фирмы и может исчисляться миллионами. 

Какие действия могут быть квалифицированы как картели? 

Ответ – любые, если в результате такие действия ограничили конкуренцию. И доказательствами у ФАС могут быть любые косвенные признаки недобросовестности, поскольку прямых доказательств в данной категории дел фактически не бывает. 

В настоящее время большинство торгов, конкурсов или аукционов, проводятся в электронной форме. Формально это позволяет уйти от идентификации участников при подаче первых частей заявок, а значит, что участники и не должны знать друг о друге и не должны сговариваться. Но на практике все выглядит иначе. 

Основные игроки рынка конечно знают о существовании друг друга и готовы обсуждать между собой любые варианты поведения на торгах, лишь бы заполучить заветный контракт. 

Речь, как правило, идет о том, что заранее между участниками появляется устная договоренность, кто и в каком конкурсе или аукционе станет победителем, а кто может стать субподрядчиком при исполнении выигранного контракта. И главное – цена, по которой будет заключен контракт с победителем. Снижение от начальной максимальной цены может составлять лишь пару процентов. 

Что касается добросовестных участников таких "поделенных" торгов, то их принудительно выжимают из конкурентной борьбы, например, значительным снижением НМЦ. Если такая ситуация случилась, то для того чтобы сговор реализовался и контракт по-прежнему был интересен участникам соглашения, победитель по формальным основаниям отказывается от заключения контракта и его заключают с участником, сделавшим предыдущее предложение (тоже участником картеля), ценовое предложение которого достаточно близко к НМЦ. И все! Дело сделано. 

Теперь поговорим о том, как ФАС выявляет эти нарушения. 

Здесь есть два пути: ручной труд или использование автоматизированных систем. 

Ручной поиск требует просто колоссального количества времени, терпения и понимания задачи у сотрудника ФАС, перед которым поставлена такая задача. Он просматривает все закупки по заданному предмету и НМЦ, анализирует победителей и участников, цену заключенных контрактов, создавая рабочую базу, в которой и будут выискиваться признаки картеля. 

Но все большее распространение получают автоматизированные системы по поиску по заданным параметрам (которых может быть до 50!) признаков сговоров, и позволяют анализировать тысячи торгов. Именно по этому пути и движется сейчас ФАС, применяя такие программные продукты как в центральном аппарате, так и в территориальных органах. 

Кроме того, сами участники незаконных сговоров дают регулятору "карты в руки", используя для реализации своих планов так называемых "аукционных роботов" – специальных программных продуктов, которые участвуют в торгах по заданным участником параметрам. 

Здесь необходимо понимать, что любой программный продукт при выполнении своей задачи оставляет следы в системе Интернет, что позволяет дополнительно усилить позицию регулятора при доказывании нарушения антимонопольного законодательства, а значит, вероятность того, что такое решение ФАС можно будет отменить в суде, достаточно мала. 

Высоки ли риски быть обнаруженным? 

Риски есть, и достаточно существенные. Пресечение "цифровых" сговоров является приоритетом в работе ФАС. И речь идет не только и не столько о наказании ради наказания, сколько о стимулировании добросовестной конкуренции и экономии средств бюджетов всех уровней, в случае, когда речь идет о торгах в рамках 44-ФЗ. 

Стоит ли обращаться к регулятору, когда Вы видите, что Вашу компанию вытесняют с торгов? 

Ответ – однозначно да! Дела данной категории имеют свою специфику в части доказательной базы, однако подготовленные специалисты ЮК-ГАРАНТ помогут собрать необходимые доказательства и привлечь виновных к ответственности. 

Что касается той ситуации, когда Вашу организацию привлекают к ответственности по признакам картельного сговора, то здесь и в каждом таком случае необходимо вникать во все обстоятельства, раскрывая возможные законные пути по прекращению производства либо снижению административного штрафа. 

Сотрудники ЮК-ГАРАНТ – это практики антимонопольного законодательства, отслужившие более 10 лет в антимонопольных органах, и успешно применяющие в настоящее время имеющиеся знания и навыки в интересах Клиента. 

Если у Вас имеются вопросы по данной тематике или Ваша ситуация требует серьезного анализа для принятия решения – обращайтесь в ЮК-ГАРАНТ по телефону: +7 937 225 29 69 или по эл.почте: yk-garant@bk.ru