Назад к списку

Неучтенное потребление: защищаем свои права правильно 

В настоящее время оборудование приборами учета (ПУ) энергоресурсов является обязательным условием в силу закона, что существенно упрощает процесс определения той величины энергоресурса, за который потребителю предстоит заплатить. 

Мы уже рассматривали основные проблемные моменты при ведении диалога с поставщиками ресурсов в статье "Правильный подход во взаимоотношениях с ресурсниками". 

Сейчас пойдем дальше и остановимся подробнее на ситуации, связанной с проверкой ПУ эл. энергии.


Действующее законодательство об электроэнергетике возлагает определенные обязательства на собственника ПУ: прибору учета должна обеспечиваться сохранность, он должен находиться в исправном состоянии и быть годным к эксплуатации, включая необходимость регулярного проведения поверки ПУ. 

Также законодательством предусмотрен порядок контроля за соблюдением потребителями условий договоров энергоснабжения, а также договоров на оказание услуг по передаче эл. энергии. В рамках этих мероприятий организуется проверка ПУ. 

Цель этих мероприятий одна – выявить неучтенное потребление эл. энергии, либо бездоговорное потребление. 

Неучтенным потреблением будет признаваться ситуация, когда, при наличии действующего договора энергоснабжения, потребитель не обеспечил сохранность принадлежащего ПУ (имеются свидетельства вмешательств в работу ПУ), ПУ утрачен, но об этом не было сообщено в сетевую организацию, нарушены пломбы и прочее. 

Все эти обстоятельства однозначно будут трактоваться лицом, проводившим проверку прибора учета – сетевой организацией, не в пользу потребителя, что в последствии грозит выставлением счета на оплату э/э со внушительной суммой.Целью этой статьи, конечно, не является обучение потребителя тому, как же "открутить" счетчик назад, чтобы уже "не вы были должны поставщику, а поставщик был должен вам"))

Специалисты ЮК-ГАРАНТ имеют обширный опыт рассмотрения подобных ситуаций, в том числе и судебных споров, и хотят донести до читателя все законные возможности защиты прав даже в столь щекотливой ситуации, когда неучтенное/бездоговорное потребления засвидетельствовано сетевиком.

Продолжим. 

Действующее законодательство определяет, кто и в каких ситуациях может прийти к потребителю и проверить его пост учета. Эти моменты важно знать и понимать, и использовать эту информацию в момент проведения этой самой проверки. 

Проверку проводит сетевик совместно или в отсутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой компанией) с обязательным приглашением потребителя. 

Такие проверки бывают и плановыми, а могут быть внеплановыми. Если проверка плановая, то она должна согласовываться с тем самым планом-графиком, который утверждает сетевая организация и согласовывает с гарантирующим поставщиком. 

Для проведения же внеплановой проверки требуются основания. Таковыми могут быть: обращение гарантирующего поставщика, обращение потребителя, установление фактов нарушения сохранности пломб перед демонтажем ПУ. 

Таким образом, если потребитель сам не обращался в сетевую организацию для проверки своего поста учета, то в момент проведения проверки (если конечно потребитель/его представить на ней присутствует) необходимо выяснить о причинах, побудивших к ее проведению. 

В последствии, когда акт проверки будет составлен сетевой организацией, в нем также необходимо "рассмотреть" была ли она плановой или внеплановой, и если внеплановая – то какое тому обоснование. 

В процессе проверки специалист сетевой организации исследует схему подключения, оценивают сохранность ПУ и целостность пломб. Такая проверка может быть инструментальной. 

Акт о проверке подписывается теми лицами, которые участвовали в ее проведении. А что с участием потребителя? 

Ну, во-первых, о проведении проверки потребитель должен быть заблаговременно уведомлен. Этот момент очень важный. Если потребитель (скажем сам индивидуальный предприниматель, или сам директор юридического лица) получил такое уведомление (как мы уже оговаривали, заблаговременно), то здесь с большой долей уверенности можно говорить о надлежащем уведомлении. 

А вот если уведомление о проверки получило иное лицо от потребителя, у которого в момент получения уведомления не было письменной доверенности, то здесь не все так однозначно. 

В гражданском кодексе есть норма, согласно которой представительство лица может явствовать из обстановки. 

Однако анализ судебной практики по данной категории дел, в том числе и с участием специалистов ЮК-ГАРАНТ в судебных разбирательствах показывает, что суды по-разному разрешают этот вопрос. И не редки ситуации, когда такое уведомление потребителя признается ненадлежащим, хотя оно было вручено, скажем, администратору в салоне… 

Таким образом, вопрос с надлежащим уведомлением потребителя является принципиальным. 

Далее. Потребитель может принять решение о неучастии как в самой проверке (и просто не прийти на нее), так и может отказаться от подписания акта. Конечно, если у потребителя есть уверенность в том, что с его постом учета все в порядке, то нет необходимости перекрываться. А вот если такой уверенности нет, то часто потребители этим своим правом не участия/не подписания пользуются. 

В таком случае, важно рассмотреть в акте осмотра информацию о том, а засвидетельствован ли отказ потребителя от участия в проверке/подписания акта независимыми лицами. Нарушение этого требования также существенным образом влияет на исход дела. 

Но важно конечно понимать, что если потребитель явился на проверку ПУ будучи уверенным, что все в порядке, а на месте "нарисовались" какие-то новости с его ПУ, то одним из возможных вариантов поведения – это не отказ от подписания акта, а его подписание с обязательным указанием всех своих возражений и несогласий, и ведение фотосъемки всего процесса, с заделом на то, что возможно потребуется проведение экспертизы. 

Описанные выше моменты являются основными и принципиальными при правовом анализе ситуаций, связанных с бездоговорным/безучетным потреблением электрической энергии.В случае негативного варианта развития событий и выставления счета за бездоговорное либо неучтенное потребление эл. энергии поставщик подаст в арбитражный суд против ТСЖ либо управляющей компании.В случае, если у вас нет цели самостоятельно защищать свои права и вы готовы эту миссию поручить профессионалам из этой области – специалисты ЮК-ГАРАНТ готовы разобраться в вашей ситуации и дать трезвую оценку судебной перспективы вашего вопроса, а так же обеспечить надлежащее представление интересов ТСЖ, управляющей компании в суде по делам о взыскании задолженности. 

Обращайтесь!