Назад к списку

Оспаривание акта о неучтенном потреблении 

Установление факта неучтенного потребления – крайне неприятная ситуация для потребителя. Не будем лукавить, но с большой долей уверенности можно сказать, что потребитель виноват в том, что такая ситуация произошла или ввиду того, что прибору чета не обеспечена сохранность, или потому, что потребитель, например, с целью минимизировать свои затраты на эл. энергию, что-то в нем "нахимичил".

Законодатель предусмотрел, что такие случаи возможны, и наказанием является особый порядок расчета объема эл. энергии. 

К сожалению, но мы это видим на практике, сетевые организации "грешат" попытками "подзаработать" на неучтенном потреблении. 


Любая ситуация, связанная с проверкой сетевой организацией/гарантирующим поставщиком поста учета потребителя требует от последнего предельной внимательности. 

Необходимо учитывать два основных момента:первое – это как оформлен акт, о чем мы рассказывали в статье "Неучтенное потребление: защищаем свои права правильно";второе – конечно, сам расчет. 

Если с точки зрения оформления акта о неучтенном потреблении не возникло вопросов у потребителя, то необходимо самым внимательнейшим образом понять и разобраться, а как этот самый расчет произведен. 

Порядок определения объема неучтенного потребления будет различен исходя из того, оговорена ли в договоре э/снабжения макс. мощность устройств или нет (см. Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. ПП 442). Сложно звучит, но стоит посмотреть, согласована ли эта величина у Вас? 

Но, по какой бы формуле не проводился расчет, есть одно общее – это количество часов за тот период времени, когда допущено неучтенное потребление. Максимум – 8760 часов. 

Период, за который рассчитывается неучтенка – с даты предыдущей проверки ПУ (даты плановой проверки) до установления безучетного потребления.

Другими словами, в целях правильного расчета необходимо определиться, а сколько же часов работали токоприемники потребителя. 

Для ответа на этот вопрос необходимо опять обратиться к договору э/снабжения и найти ответ на этот вопрос. 

Не нашли? Тогда есть повод задуматься о том, а насколько действующий договор э/снабжения отвечает Вашим интересам? И не пора ли внести в него изменения.

Продолжаем. 

Когда в договоре с поставщиком эл.энергии период времени работы энергопринимающего оборудования потребителя определен – это позволит значительно уменьшить объемы безучетного потребления. 

Рассмотрим на примере: 

В договоре э/снабжения стороны согласовали количество часов работы токоприемников, расположенных на объекте предпринимателя – 300 ч/мес., что соответствует 10 ч/сут. 

Период безучетного потребления, согласно акта о неучтенном потреблении составляет 266 дней. 

Таким образом, общее количество часов за период безучетного потребления составляет 10*266 = 2 660 часов. 

В ситуации, когда у сторон нет соглашения о количестве часов работы токоприемников, эта величина может составлять: 

12*266 = 3 192 ч., или 

24*266 = 6 384 ч. 

Разница очевидна! 

Представляется, что у потребителя есть все возможности заранее предвидеть негативный вариант развития событий и заложить условия, которые позволят избежать злоупотреблений доминанта.

Теперь вернемся к величине макс. мощности. 

Если она согласована и имеется в договоре с ГП, то расчет безучетного потребления будет проведен сетевиком с ее применением (формула предусмотрена Основными положениями), а в случае, если эта величина не указана – исходя из допустимой длительной токовой нагрузки вводного кабеля, что значительно ухудшает положение потребителя. 

А если в договоре э/снабжения этой величины нет? 

Так же, как и в ситуации с часами работы токоприемников, нужно изменять договор и согласовывать с ГП эту величину, в связи с чем поднимаем документы по тех.присоединению. Утеряны – восстанавливаем. 

 Важно, если на момент установления безучетного потребления в Вашем договоре э/снабжения с ГП величины макс. мощности нет, но она есть, в документах о тех.присоединении, то понудить сетевика произвести расчет с ее учетом не получится. 

Конечно, в вопросах неучтенного потребления возможны и иные спорные ситуации, например, неверная квалификация уже бездоговорного потребления. 

Ведь расчет безучетного и бездоговорного потребления значительно различается не в пользу потребителя. 

Здесь правильнее всего исходить из определений этих понятий в Основных положениях, где ключевым является самовольное подключение и потребление э/э без договора с ГП. Это и есть бездоговорное потребление. Вопросы, связанные с вмешательством в работу ПУ, а равно потребление сверх мощности по договору с ГП и документам о тех.присоединении – безучетное потребление. 

Вопрос: потребитель допустил безучетное потребление, а сетевик неправильно произвел расчет, что делать? 

Варианты поведения следующие.

ГП выставляет на основании этого "неверного" расчета счет потребителю, а потребитель его не оплачивает. С большой долей уверенности можно предположить, что ГП пойдет в суд за взысканием. И уже в этом деле потребитель и должен обосновать, что именно не так с расчетом. На выходе – перерасчет (как показывает практика, со значительным уменьшением сумм).

Второй вариант. ГП после выставления счета и неоплаты уведомляет потребителя об отключении и фактически отключает (хотя до этого может и не дойти). В случае отключения – потребителю необходимо обращаться в суд по факту отключения, и одновременно спорить с расчетом (а может там "косяки" и с отключением есть?! Но сейчас не об этом). На выходе также перерасчет. 

Еще один вариант: потребитель, получив счет от ГП, оплачивает его и идет в суд с требованием о неосновательном обогащении ГП, и конечно оспаривает расчет. При положительном судебном решении на выходе получаем возврат лишних сумм, а так же процент за пользование денежными средствами (это требование конечно надо заявить). 

Из вышесказанного следует, что на момент получения самого счета от ГП и до момента иска ГП/фактического отключения/оплаты счета защищать свои права не получится, не соответствует ст.12 ГК РФ "Способы защиты гражданских прав". 

Но это еще не все. 

В случае, когда состоялось отключение потребителя/либо угроза отключения (и это является ключевым моментом!) при неверном расчете неучтенного потребления, равно и когда сама проверка прошла с нарушениями и далее также отключение (угроза отключения) – всю ситуацию необходимо проанализировать на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Сама сетевая организация, да и ГП точно знают и понимают об ограничениях, предусмотренных 135-ФЗ "О защите конкуренции", а подобные действия чаще всего квалифицируются антимонопольными органами как нарушающие 135-ФЗ. 

Препятствия к этому – заблуждения самого потребителя относительно наличия "ошибок" в действиях сетевой организации или ГП, или, к примеру, если потребитель – физическое лицо (нарушение прав физического лица не является охватывается АМЗ). 

В случае, если факт нарушения будет установлен, то антимонопольный орган может выдать предписание о восстановлении прав, и в обязательном порядке "обидчик" будет оштрафован, а размер может быть рассчитан от оборота компании от 1 до 15% выручки правонарушителя. 

Мы, специалисты ЮК-ГАРАНТ, призываем Вас не относиться пренебрежительно к документам, которые составляются и подписываются с доминантами, и пользоваться возможностями по защите Ваших нарушенных прав. А если не решаетесь самостоятельно – обращайтесь к профессионалам. ЮК-ГАРАНТ – единомышленники в вопросах защиты прав в сфере энергетики. Присылайте все материалы, касающиеся Вашей спорной ситуации на yk-garant@bk.ru, и мы найдем решение Вашей проблемы.