Назад к списку

Правильный подход во взаимоотношениях с ресурсниками 

Анализ дел, проведенный специалистами ЮК-ГАРАНТ, рассмотренных арбитражными судами и участниками которых являются поставщики коммунальных ресурсов и управляющие организации (ТСЖ, ЖСК), позволяет сделать неутешительный вывод: большинство дел рассматриваются по искам ресурсников и в подавляющем большинстве случаев их требования удовлетворяются в полном объеме.


Конечно, исполнительская дисциплина граждан не всегда на 100% уровне и никто не будет говорить о том, что платить не надо. Если потребил ресурс – изволь оплатить. 

Однако реальность такова, что ресурсники достаточно часто злоупотребляют своим "особым" более сильным положением по отношению к гражданам или УК, а эти граждане или их управляющие компании не видят способов ограничить и поставить в "рамки" ресурсоснабжающие организации, определив, к примеру, обоснованную задолженность перед поставщиком, либо правильно согласовав границы ответственности, и так далее. 

В этой статье мы рассмотрим основные ключевые моменты, которые, по мнению специалистов ЮК-ГАРАНТ, сразу необходимо закладывать во взаимоотношениях с поставщиками ресурсов, с тем, чтобы все их требования были обоснованы, а не взяты с "потолка".

Рассмотрим ситуации на примере коммунальной услуги – электроснабжение.

Из чего складывается стоимость ресурса – объем потребленной э/э и ее тариф.

Представляется, что когда речь о тарифах для населения, то неправильное применение тарифа для населения (с учетом оборудованных/не оборудованных жилых помещений электроплитами) как управляющими компаниями, так и ресурсниками – скорее редкость. Не будем на этом останавливаться. 

А вот объем потребленного ресурса имеет самое принципиальное значение. 

Здесь на поверхности сразу два момента:

  • установлены ли приборы учета как поквартирные, так и общедомовые; 
  • где установлены общедомовые приборы учета. 
Действующее законодательство обязывает устанавливать приборы учета потребленных энергоресурсов, в том числе и общедомовые прибора учета. И здесь возможно два варианта: или это делает сетевая организация (кому принадлежат сети), либо это делают сами собственники, принимая соответствующее решение на общем собрании (в ситуации с общедомовыми ПУ). 

По мнению ЮК-ГАРАНТ, пренебрегать необходимостью учета потребленных ресурсов не следует. Каждый потребитель должен платить ровно за то, что потребил. Равно как и не следует сразу же соглашаться на коммерческие предложения от сетевых организаций по производству соответствующих работ.

Дело в том, что на этом вопросе можно достаточно хорошо съэкономить, и провести работы по установке приборов учета самостоятельно (имеется ввиду или штатным электриком УК, или любым наемным в этой области специалистом), купив эти самые ПУ так же самостоятельно. 

Законодательных требований к таким специалистам нет, а по сему, достаточно убедиться в том, что специалист имеет профильное образование и опыт работы в данной сфере, и вперед, за установкой ПУ.

Особенно эта экономия ощутима, когда в многоквартирном доме несколько подъездов, а в каждом подъезде по два ввода: на поквартирное освещение и освещение общего имущества. 

Практика показывает, что затраты, которые предлагает возместить сетевая организация, значительно превышают те суммы, которые понесет УК при решении данного вопроса самостоятельно.

Следующий принципиальный момент. А где собственно будут размещены приборы учета? Правильный ответ – на границе балансовой принадлежности сторон, другим словами во ВРУ жилого дома. Это позволит свести к минимум лишние кВт, которые накрутит прибор в случае его нахождения на удалении от этого места.

На практике, ресурсники, предлагая жильцам оборудовать их дома общедомовыми приборами учета, убивают сразу двух зайцев: ускоряют этот процесс, т.к. граждане не торопятся устанавливать ПУ, а второе – размещают эти ПУ не во ВРУ жилого дома, а где-нибудь рядом… в своей подстанции. И получается, что потери, возникающие в сетях сетевой организации от места установки ПУ в подстанции до границы ответственности (ВРУ жилого дома) переходят в "наследство" гражданам. И сетевая организация спокойно взымает за эти объемы плату. 

А вы знаете, какой объем потерь указан в договоре энергоснабжения между вашей управляющей компанией и гарантирующим поставщиком?

Встречается, к примеру, величина в размере 2,5 %. 

Фактически происходит следующее: УК не спорят с сетевой организацией на предмет места установки ПУ, с гарантирующим поставщиком – какой прибор учета считать расчетным (если ПУ установлены одновременно и в подстанции и во ВРУ жилого дома), на предмет величины потерь. А ведь в сетях "теряется" значительно меньшее количество энергии, нежели прописано в договоре, и у поставщика ресурсов просто-напросто возникает неосновательное обогащение за счет средств граждан, потому как эти 2,5 % выставляются гражданам, которые исправно вносят за это деньги. 

Таким образом, если цель граждан – платить только за то, что фактически потребили, то обязательно нужно найти решение следующих вопросов: 

  • оборудование приборами учета как мест общего пользования, так и поквартирного потребления; 
  • установка ПУ на границе ответственности – во ВРУ жилого дома; 
  • заключение договора энергоснабжения в письменном виде, используя возможность детального анализа всех условий такого договора, и, в случае необходимости, их изменения в досудебном порядке. 

По мнению специалистов ЮК-ГАРАНТ, выполнение всех этих условий существенно может облегчить защиту ваших прав в суде в случае выставления поставщиками требований об оплате задолженности. И как мы уже говорили выше, платить надо, но только за то, что фактически потребили! 

Вместе с тем, необходимо понимать, что в случае ненадлежащей эксплуатации приборов учета, может возникнуть очень неприятная ситуация, связанная с установлением фактов неучтенного или бездоговорного потребления с последующим выставлением ТСЖ или управляющей организации значительных счетов. А в случае неоплаты – суд против ТСЖ и взыскание задолженности. 

В следующей статье "Неучтенное потребление: защищаем свои права правильно" разберем эту ситуацию